Формирование творческой личности дошкольника средствами театрализованной деятельности

Автор: Моисеенко Татьяна Ивановна, воспитатель МДОБУ ЦРР ДС №12 «Непоседы» (Амурская область, г. Тында)

Современные условия предусматривают развитие творческой личности. Творческое начало рождает в ребенке живую фантазию и воображение. По своей природе творчество основано на желании сделать что-то новое, ценное, сделать по-своему. Творческое начало в человеке – это стремление вперед, к лучшему, к совершенству. Неразрывно с понятием творчества связано понятие творческая личность. Для полноценного развития и творческого становления личности необходимо создание условий для самоопределения и социализации.

Научные исследования Л. С. Выготского, В.А.Сухомлинского доказывают, что начало развития творческих способностей приходится на дошкольный возраст. В этом возрасте дети чрезвычайно любознательны, у них есть огромное желание познавать окружающий мир. Поэтому, сегодня очень важной остается задача приобщения детей к театральной деятельности с самого раннего возраста [1].

Формирование и развитие личности ребенка происходит в традиционных видах деятельности дошкольников, направленных на его целостное развитие, однако, именно театрализованная деятельность дает возможность раскрытия творческого потенциала ребенка. Участвуя в театрализованных постановках, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии – через образы, краски, звуки, музыку, а умело поставленные воспитателем вопросы побуждают думать, анализировать, делать выводы и обобщения. Всем известна истина «Принуждение – враг творчества».

Работа по организации театрализованной деятельности начинается в младшем дошкольном возрасте. И начинается она с ознакомления малышей с первыми театрализованными действиями в процессе игр-забав, при прослушивании выразительного чтения стихотворений и сказок. Воспитатель предлагает детям изобразить, как топает медведь, прыгает зайчик, рычит волк, бежит лиса, шелестят листочки. Такие действия сопровождаются подходящими стихами и песенками. Выполняя действия с игрушками, дети с удовольствием перевоплощаются в различных персонажей, они не только учатся действовать с ними, но и сами исполняют некоторые роли. К 4 годам у детей формируется умение пользоваться деталями костюмов для исполнения той или иной игровой роли, объединяться со сверстниками в играх-имитациях, более активно проявляется воображение и творчество. В средней группе при проведении творческих имитационных игр формируется умение с помощью мимики, жестов, движений передавать различные эмоциональные состояния персонажей (зайчик заблудился, испугался, но его нашли медвежата, отвели домой, и все радуются.), физические особенности (летят большие птицы и маленькие птички; идут большой медведь и маленький медвежонок). Усложняются игровые сценарии, появляются инсценировки простых сказок. К 5 годам дошкольники овладевают умением взаимодействовать в подгруппе, инициировать новые идеи и новые роли. Дети проявляют творчество в создании игровой обстановки и развитии сюжета, отражают в играх содержание литературных произведений. В старшем возрасте работу необходимо ориентировать на совершенствование у дошкольников исполнительских навыков, стимулирование проявления инициативы и творчества в театральной деятельности, поощрение импровизации. Углубление театрально-игрового опыта происходит за счет освоения разных видов игры-драматизации и режиссерской театрализованной игры. Детям становятся доступны самостоятельные постановки спектаклей, при этом происходит совершенствование функции саморегуляции: у дошкольников развивается умение контролировать свое поведение, движения и речь. Опыт режиссерской игры обогащается за счет использования марионеток, кукол «живой рукой», ростовых кукол. Усложняются тексты для постановок. Они имеют более глубокий нравственный смысл, скрытый подтекст. Игра-фантазирование становится основой театрализованной игры. Игра-драматизация в этом возрасте становится спектаклем, в котором ребенок играет роль уже не для себя, а для зрителя [2].

Наблюдая за играми дошкольников, обратили внимание на то, что дети скованны, мало эмоциональны. Поэтому мы решили организовать свою работу по театрализованной деятельности с целью развития эмоциональной сферы дошкольников, творческих способностей, развития словарного запаса, устной речи.

При создании развивающей среды учитывала следующие принципы:

-Принцип комплексирования и гибкого зонирования, позволяющий детям в соответствии с их желаниями и интересами свободно заниматься деятельностью, не мешая друг другу.

– Принцип свободы и самостоятельности, позволяющий ребенку самостоятельно определить его отношение к среде: воспринимать, подражать, создавать, самостоятельно выбирать то, что ему по душе.

– Принцип новизны, позволяющий преодолевать стереотипность и однообразие среды.

– Принцип иллюзии жизненной правды, позволяющий поставить детей в такие условия, при которых они могли бы получить психическую и фактическую возможность, что они имеют дело не с бутафорией, а с настоящими, подлинными предметами.[3].

Развивающую среду мы пополняли исходя из комплексно – тематического планирования (тематика) и учитывали различные виды театров.

Дошкольники охотно используют театральные игрушки – персонажи в свободной деятельности: строят дом для бедного зайчика, хитрой лисы или голодного волка; возят зверей на машинах, готовят для них обед. Ребята самостоятельно воспроизводят известные сюжеты сказок, часто их переделывают на свой лад, придумывают свой конец сказки, зачастую полностью придумывают свою сказку, используя известные персонажи и сказочные слова: «Жили – были…», «В некотором царстве, в некотором государстве…» и т.д.

Основной акцент в организации театрализованной деятельности делаю не на результат в форме внешней демонстрации театрализованного действия, а на организации творческой деятельности в процессе создания спектакля. Подбирая материал для спектакля или инсценировки, я стараюсь учитывать возрастные особенности, возможности, знания и умения детей, стараюсь обогащать их жизненный опыт, развивать интерес к новых знаниям, расширять творческий потенциал. Э.Г. Чурилова выделяет десять основных этапов работы с дошкольниками над спектаклем, которыми я руководствуюсь:

● Выбор пьесы или инсценировки, чтение и обсуждение ее с детьми.

● Деление пьесы на эпизоды и пересказ их детьми.

● Работа над отдельными эпизодами в форме этюдов с импровизированным текстом.

● Поиск музыкально – пластического решения отдельных эпизодов, постановка танцев (если есть необходимость). Создание совместно с детьми эскизов, декораций и костюмов.

● Переход к тексту пьесы: работа над эпизодами. Уточнение предлагаемых обстоятельств и мотивов поведения отдельных персонажей.

● Работа над выразительностью речи и подлинностью поведения в сценических условиях, закрепление отдельных мизансцен.

● Репетиция отдельных картин в разных составах с деталями декораций и реквизита (можно условными), музыкальным оформлением.

● Репетиция всей пьесы с элементами костюмов, реквизита и декораций. Назначение ответственных за смену декораций и реквизит.

● Премьера спектакля. Обсуждение со зрителями и детьми.

● Повторные показы спектакля. Подготовка выставки рисунков детей по спектаклю, альбома с фотографиями.[ 4].

Успешную работу с детьми по развитию творческой личности посредством театрализованной деятельности невозможно выстроить без партнерских отношений с родителями. Родители оказывают помощь в изготовлении костюмов, разучивании ролей к спектаклям, созданию атрибутов и развивающей среды в групповом помещении. Для привлечения внимания со стороны родителей к театрализованной деятельности в группе, подготовила и провела родительское собрание «Театр – наш друг и помощник», консультации: «Театрализованная игра – источник творчества и самовыражения дошкольников», «Театрализованная деятельность старщих дошкольников», «Изготовление театральной игрушки в домашних условиях», «Кукольный театр дома», «Значение театрализованной деятельности в развитии речи дошкольника»; беседы, памятки и другие.

Результаты педагогической деятельности подтверждены мониторингом уровня развития детей: в начале года проведенный мониторинг показал, что некоторые дошкольники не проявляли устойчивого интереса к театральной деятельности. Игры воспитанников были индивидуальные, часто носили разрозненный характер(ребенок брал настольный театр «Теремок» и играл либо один, либо с кем-нибудь вдвоём). К концу года дошкольники научились объединяться группами, распределять роли между собой по количеству действующих персонажей в спектакле. Вместе с дошкольниками мы создавали различные атрибуты, костюмы, декорации, которые дети использовали впоследствии и в свободной деятельности.

Но к концу года дошкольники научились придумывать костюмы самостоятельно, используя для этого подручные средства.

Игры становились все интереснее и разнообразнее: иногда сюжет, составленный детьми, уводил их далеко за пределы сказки, появлялась новая сюжетная линия. Все это способствовало творческому развитию воспитанников, формированию устойчивого интереса к театрализованной деятельности, расширению кругозора.

Расширился и словарный запас детей. В своей речи дети стали употреблять специализированные театральные термины: сцена, актер, постановка, режиссер, зритель. Дошкольники стали больше общаться и взаимодействовать между собой. [5].

В результате проведенной работы по развитию творческой личности средствами театрализованной деятельности у детей появилась возможность проявить свои таланты, выдумывать, фантазировать, воплощать свои фантазии в реальные образы. Стала развиваться связная речь, произошло обогащение словаря, что способствовало формированию и развитию коммуникативных навыков. К концу учебного года дети стали чаще обращаться к различным видам кукол, приобрели более сложные навыки кукловождения. Повысились и показатели эмоционально – образного развития: дети не только различали эмоциональное состояние героя, но и умело использовали их при изображении различных образов персонажей сказок.

Опыт показал, что благодаря театрализованной деятельности происходит формирование творческой личности дошкольника, развитие его интеллекта, эмоциональной сферы и эстетической культуры. Театрализация помогает раскрыть индивидуальные особенности, способности ребенка, развить его талант.

Таким образом, театрализованная деятельность – одно из ярких эмоциональных средств, формирующих вкус детей. Он воздействует на воображение ребенка различными средствами: словом, действием, изобразительным искусством, музыкой. Театр формирует у детей целеустремленность, собранность, взаимовыручку, взаимозаменяемость, становится не только ярким воспоминанием детства, но и ощущением праздника, проведенного в необычном волшебном мире.

 

Список использованной литературы:

1. Акулова О. Театрализованные игры // Дошкольное воспитание, 2005.-№4.

2. Антипина Е.А. Театрализованная деятельность в детском саду.-М., 2003.

3. Доронова Т.Н. Развитие детей от 4 до 7 лет в театрализованной деятельности //Ребенок в детском саду. – 2001. – №2.

4. Ерофеева Т.И. Игра-драматизация // Воспитание детей в игре. – М., 1994.

5. Зимина И.Театр и театрализованные игры в детском саду//Дошк.восп., 2005.-№4.