Эссе педагога

  • Запись опубликована:10.11.2019

Автор: Львова Анна Анатольевна – учитель начальных классов МБОУ “Средняя общеобразовательная школа №3”, Республика Саха (Якутия), город Якутск

Не знаю, почему, но с первого класса я точно знала кем я буду. Помню, как на клочке бумажки написала кем я хочу стать. И главное, я не забыла, как моя учительница, закапывая бутылку с нашими бумажками, сказала, что все желания исполнятся. На уроках я внимательно слушала учителя, следила за каждым её словом, взглядом, движением. Она для меня была образцом справедливости, доброты, честности. Всегда умела найти нужное слово, похвалить, подбодрить. Это сформировало мои взгляды в будущем при выборе профессии.

И в 1992 году поступила в Якутское педагогическое училище №1 имени С.Ф.Гоголева. Получив диплом в 1995 году, я начала свою педагогическую деятельность. Ощутила всю сложность труда педагога. Чтобы найти путь к сердцу ученика, создать условия для развития его познавательных и творческих способностей, раскрыть талант каждого мне суждено было пройти все испытания. Учитель должен быть философом: уметь размышлять о смысле жизни, о нравственных ценностях, ставить цель и стремится к её исполнению, так как эта профессия одна из самых важных и ответственных. В первую очередь учителю нужно научиться любить ребёнка с его достоинствами и недостатками. Да, они разные: одарённые и обычные, смелые и робкие, хитрые и добрые. Нужно стараться выстроить доверительные отношения, помочь каждому ребёнку реализовать себя как личность.

Работая в начальной школе, приходится сталкиваться с рядом проблем, прежде всего, снижением мотивации учащихся к изучению предметов, что наиболее проявляется при переходе учащихся начальной школы на среднюю ступень обучения. Одной из причин снижения мотивации служит неумение учащегося работать с постоянно возрастающим объемом информации, выделением главного, систематизацией и представлением информации. Отсюда непонимание как сохранить в памяти весь учебный материал по предметам, для чего это необходимо. В результате возникает состояние психологического дискомфорта и желание отгородиться от факторов, его вызывающих. Как результат – невыполнение заданий, снижение качества знаний по предмету.

Часто сталкиваешься с ситуацией, когда учащиеся знают, но сформулировать четкий ответ не могут, испытывают трудности при самостоятельной постановке целей, учебных задач, а главное – в анализе результатов своей деятельности, что получилось, что нет, почему не получилось, что необходимо сделать, чтобы в следующий раз избежать неудач. Вот почему перед школой остро встала и в настоящее время остаётся актуальной проблема самостоятельного успешного усвоения учащимися новых знаний, умений и компетенций, включая умение учиться.

Большие возможности для этого предоставляет освоение универсальных учебных действий. Именно поэтому «Планируемые результаты» Стандартов образования (ФГОС) второго поколения определяют не только предметные, но метапредметные и личностные результаты
Формирование метапредметных результатов, а именно универсальных учебных действий в моей практике началась задолго до введения Федеральных государственных образовательных стандартов, когда я работала В Алтанской СОШ Амгинского улуса. С 2000 года школа работала над проектом «Организационно-педагогические условия создания школы «Сатабыл»». Осуществляя идею эксперимента, мы следили принципу: «Если я дам тебе рыбу, у тебя будет обед, а если я научу тебя ловить рыбу, ты будешь сыт всю жизнь». В модели создания школы «Сатабыл» формирование Сатабыл рассматривали как формирование функций деятельности через все образовательные предметы. Постоянно проводилась исследовательская работа, работа по самообразованию, развивались навыки по экспериментальной работе. Каждый год представляли отчёты по опытно-экспериментальной работе. В процессе экспериментальной работы разработаны критерии сформированности Сатабыл по предметам и их уровни, контрольно-измерительные материалы по учебным предметам. Итогом опытно-экспериментальной работы стала республиканская научно-практическая конференция: «Организационно-педагогические условия создания школы Сатабыл как условие успешного перехода на новую систему оценки качества образования», проведённая в январе 2010года, где мы провели мастер-класс.

Благодаря научному руководителю школы Кондратьева Петра Петровича мы научились давать ребёнку не только качественные знания, но и обеспечивать возможность реализации его творческих способностей, формирование качеств личности, необходимых для будущей самореализации.

Я часто думаю, как дети войдут в этот мир, найдут ли в жизни своё место, сумеют ли реализовать себя… Чтобы помогать в этом им, я стараюсь совершенствовать своё педагогическое мастерство, творческие способности, свои личностные качества. Постигая различные дисциплины, я передаю знания ученикам, увлекаю своим мастерством, опытом. Использую следующие технологии в своей работе

Главная задача учителя начальных классов – это не только привить интерес к учению, но и суметь сохранить его на протяжении всех лет обучения. Научить логически мыслить, думать, анализировать. Учитель помогает ребятам объединиться, создать в классе дружескую атмосферу и единый коллектив. Научить правильно действовать в различных ситуациях, не бояться трудностей, уметь их преодолевать. С этой целью класс разделён на пять творческих групп. В каждой группе есть свой командир, обязанности распределяют между собой. И целую неделю следят за порядком в классе, проверяют состояния дневников, помогают друг другу, участвуют в проведении различных мероприятий. В конце недели проводят генеральную уборку. Таким образом учатся сотрудничать, договариваться между собой, помогать, дружить и быть ответственными.

Каждый день, заходя в школу, несмотря на жизненные проблемы, неурядицы, не всегда хорошее настроение, учитель несёт свет, доброту и улыбку детям. Профессия учителя, по моему глубокому убеждению, сродни актёрской. Его зрители – ученики, они должны встречать каждый день в школе заинтересованным взглядом. Педагог владеет способностью перевоплощаться, умением входить в роль, удивлять. Урок должен быть ярким и интересным, приёмы обучения разнообразными.
Очень важно, чтобы на каждом уроке дети переживали радость открытия, познания нового и интересного. Успех ученика, даже самого слабого, я делаю достоянием всего класса. Поддерживая ребёнка, делающего первые робкие шаги по дороге знаний, создаю на уроке ситуацию успеха.

Главная цель учителя – это особая любовь и доверие, которое щедро дарит нам детское сердце. Добиться этого можно кропотливым трудом, старанием и терпением. Это получится только у учителя, влюблённого в свою профессию. Я благодарна своему учителю, которая указала мне верный путь в моей жизни…

Поделиться в: