Конспект занятия в подготовительной группе «Опыты со светом, водой и воздухом»
Максимова Айталина Николаевна, Сорская Капиталина Элляевна,
воспитатели МБДОУ “Детский сад “Родничок” ,
Республика Саха (Якутия), Нюрбинский район, г. Нюрба
Цель: Расширить знания детей об окружающем мире.
Задачи:
- Дать понятие о возникновении света и тени.
- Развивать стремление к поисково-познавательной деятельности, мелкую моторику рук и зрительно-моторную координацию.
- Познакомить детей с тем, как можно увидеть световой луч; понять, что свет двигается по прямой линии и когда что-либо преграждает его путь, лучи света останавливаются и не проходят дальше; понять, что освещенность предмета зависит от силы источника и удаленности от него
- Способствовать овладению приёмами практического взаимодействия с окружающими предметами.
- Дать понятие о силе воды и как используют его в окружающей среде.
- Воспитывать активность, любознательность
Активизация словаря: проникает, яркий, тусклый, тень, отражается, рассеивается.
Оборудование: фонарики, настольная лампа, свеча, экран, цветные стёкла, прозрачные стекла, картон, белая писчая бумага, тряпочки, дощечки, пластмассовые тарелочки, расческа, экран теневого театра, фигурки теневого театра, коробка с отверстием сверху. Картинки с изображением солнца, луны, звезд, настольная лампа, фонарик, свеча, лампочка и др.
Ход занятия:
– Здравствуйте ребята! Мы пришли к вам, чтобы решить наш спор. Я считаю, что свет важнее всего на свете.
– А я считаю, что вода и воздух важнее всего на свете!
– Мы спорим день и ночь, помогите нам пожалуйста определиться, так что же важнее. Мы думаем что, в нашем споре помогут опыты, а вы ребята нам будете помогать.
1 опыт со светом «Чудесная коробка»
– Если мы закроем глаза, мы что – нибудь увидим?
– А теперь откройте глаза.
– Что нам помогает видеть? (ответы детей)
– перед вами лежат коробки, это необычные коробки. В этих коробках спрятались разные картинки, посмотрите в щелочку, картинки видны?(ответы детей)
– Почему ничего не видно? (потому, что в коробке темно) .
Как сделать, чтобы в коробке стало светлее? (Открыть коробку, тогда попадет свет и осветит все внутри нее.) Открывает коробку, туда попал свет.
А если мы не будем открывать коробку, как сделать, чтобы в ней было светло? Зажигает фонарик и освещает внутрь коробки через отверстие.
– Почему мы теперь увидели картинку? (в коробке стало светло)
– Что является главным источником света для нас днем? (солнце, а ночью? (луна)
2 опыт с фонариком.
– У вас есть фонарики, включите их. Направьте фонарик как можно ближе к полу, посмотрите на свет, какой он?, а теперь отдаляем фонарик как можно выше, посмотрите на свет, какой он? (рассеивается) Так и с солнцем, чем выше солнце, тем ярче он светит, чем ниже тем темнее становится.
Показ слайдов (солнце, луна, звезды, лампа, свеча)
3 опыт с водой «Струя воды может преодолевать большие расстояния»
– Вода под давлением может перемещаться быстрее. Они могут под давлением преодолевать силу тяжести. Струя воды может под давлением течь вверх (проведение опыта)
4 опыт «Вода может вращать колесо»
– Вода имеет очень большую силу. Сейчас мы узнаем, как при помощи воды заставить колесо крутиться.
(Проведение опыта) Показ слайда с водяной мельницей
Физминутка:
Ногу правую вперед
А потом ее назад
А потом ее вперед и немного потрясем
Мы танцуем буги-буги
Поворачиваем в круге
Мы танцуем буги
Песенку поем…
5 опыт «Опыт с тенью»
– Что такое тень, как возникает тень. Ставим предметы и освещаем с разных сторон; сверху, с боку.
6 опыт «Свет и цвет»
– Как вы думаете, свет имеет цвет? (включаем фонарики)
– А теперь освещаем фонарики через цветные стекла, свет изменился?
– А теперь соедините стекла, что получилось?(новые цвета)
– где еще используют цветные огни?
Показ слайдов; арена цирка, сцена, театр, фонтан…
7 опыт «Воздух может приводить в движение транспорт»
– шарик раздувается, когда его накачивают воздухом.
– Когда клапан закрыт, воздух в шарике оказывается запертым. Когда клапан открывается, воздух с шипением вырывается наружу, тележка движется….
– Мы с вами провели много разных опытов, так что же вам кажется важнее? (ответы детей)
– Свет, вода, воздух самые важные компоненты природы. Без них не сможет существовать ни одно живое на нашей планете.
– Спасибо, вам за то что вы нам помогли разобраться в нашем споре, до свиданья !