План–конспект опытно-исследовательской деятельности для детей подготовительной группы тема: «Свет, вода и воздух»

  • Запись опубликована:28.12.2019

Конспект занятия в подготовительной группе «Опыты со светом, водой и воздухом»

 

Максимова Айталина Николаевна, Сорская Капиталина Элляевна,

воспитатели МБДОУ “Детский сад “Родничок” ,

Республика Саха (Якутия), Нюрбинский район, г. Нюрба

 

Цель:  Расширить знания детей об окружающем мире.

Задачи:

  1. Дать понятие о возникновении света и тени.
  2. Развивать стремление к поисково-познавательной деятельности, мелкую моторику рук и зрительно-моторную координацию.
  3. Познакомить детей с тем, как можно увидеть световой луч; понять, что свет двигается по прямой линии и когда что-либо преграждает его путь, лучи света останавливаются и не проходят дальше; понять, что освещенность предмета зависит от силы источника и удаленности от него
  4. Способствовать овладению приёмами практического взаимодействия с окружающими предметами.
  5. Дать понятие о силе воды и как используют его в окружающей среде.
  6. Воспитывать активность, любознательность

Активизация словаря: проникает, яркий, тусклый, тень, отражается, рассеивается.

Оборудование: фонарики, настольная лампа, свеча, экран, цветные стёкла, прозрачные стекла, картон, белая писчая бумага, тряпочки, дощечки, пластмассовые тарелочки, расческа, экран теневого театра, фигурки теневого театра, коробка с отверстием сверху. Картинки с изображением солнца, луны, звезд, настольная лампа, фонарик, свеча, лампочка и др.

Ход занятия:

– Здравствуйте ребята! Мы пришли к вам, чтобы решить наш спор. Я считаю, что свет важнее всего на свете.

– А я считаю, что вода и воздух важнее всего на свете!

– Мы спорим день и ночь, помогите нам пожалуйста определиться, так что же важнее. Мы думаем что, в нашем споре помогут опыты, а вы ребята нам будете помогать.

1 опыт со светом «Чудесная коробка»

– Если мы закроем глаза, мы что – нибудь увидим?

– А теперь откройте глаза.

– Что нам помогает видеть? (ответы детей)

– перед вами лежат коробки, это необычные коробки. В этих коробках спрятались разные картинки, посмотрите в щелочку, картинки видны?(ответы детей)

– Почему ничего не видно? (потому, что в коробке темно) .

Как сделать, чтобы в коробке стало светлее? (Открыть коробку, тогда попадет свет и осветит все внутри нее.) Открывает коробку, туда попал свет.

А если мы не будем открывать коробку, как сделать, чтобы в ней было светло? Зажигает фонарик и освещает внутрь коробки через отверстие.

– Почему мы теперь увидели картинку? (в коробке стало светло)

– Что является главным источником света для нас днем? (солнце, а ночью? (луна)

2 опыт с фонариком.

– У вас есть фонарики, включите их. Направьте фонарик как можно ближе к полу, посмотрите на свет, какой он?, а теперь отдаляем фонарик как можно выше, посмотрите на свет, какой он? (рассеивается) Так и с солнцем, чем выше солнце, тем ярче он светит, чем ниже тем темнее становится.

Показ слайдов (солнце, луна, звезды, лампа, свеча)

3 опыт с водой «Струя воды может преодолевать большие расстояния»

– Вода под давлением может перемещаться быстрее. Они могут под давлением преодолевать силу тяжести. Струя воды может под давлением течь вверх (проведение опыта)

4 опыт «Вода может вращать колесо»

– Вода имеет очень большую силу. Сейчас мы узнаем, как при помощи воды заставить колесо крутиться.

(Проведение опыта) Показ слайда с водяной мельницей

Физминутка:

Ногу правую вперед

А потом ее назад

А потом ее вперед и немного потрясем

Мы танцуем буги-буги

Поворачиваем в круге

Мы танцуем буги

Песенку поем…

5 опыт «Опыт с тенью»

– Что такое тень, как возникает тень. Ставим предметы и освещаем с разных сторон; сверху, с боку.

6 опыт «Свет и цвет»

– Как вы думаете, свет имеет цвет? (включаем фонарики)

– А теперь освещаем фонарики через цветные стекла, свет изменился?

– А теперь соедините стекла, что получилось?(новые цвета)

– где еще используют цветные огни?

Показ слайдов; арена цирка, сцена, театр, фонтан…

7 опыт «Воздух может приводить в движение транспорт»

– шарик раздувается, когда его накачивают воздухом.

– Когда клапан закрыт, воздух в шарике оказывается запертым. Когда клапан открывается, воздух с шипением вырывается наружу, тележка движется….

– Мы с вами провели много разных опытов, так что же вам кажется важнее? (ответы детей)

– Свет, вода, воздух самые важные компоненты природы. Без них не сможет существовать ни одно живое на нашей планете.

– Спасибо, вам за то что вы нам помогли разобраться в нашем споре, до свиданья !

 

Поделиться в: