Сотрудничество музея и школы как средство патриотического воспитания младших школьников

Авторы: Шадрина Марфа Ивановна, Нератова Саргылана Егоровна, Шадрина Анна Ивановна, Нератова Светлана Аркадьевна – МО учителей МКОУ «Никольская начальная общеобразовательная школа» МО «Намский улус» Республики Саха (Якутия)

Особую роль в патриотическом воспитании молодежи играют краеведческие  музеи. Этому способствуют всестороннее и многообразное  отражение  в  краеведческом  музее  жизни  края,  его  прошлого  и  настоящего,  связей  местной  истории и культуры с процессами  более  общими,  выявление  значения данного памятного места, города или области для страны в целом.
Музей  Земледелия  с. Никольцы – одно из самых действующих орудий воспитания патриотизма,  любви  к  своей  земле.  Характерно,  что  и  сами  ребята  высоко  оценивают музей  как  источник  познания  природы,  истории, культуры  родного  края.
Использование  в  музейной  пропаганде  местных,  краеведческих   материалов  развивает  у  школьников  гражданские  чувства – любовь  к  своей  Родине,  к  ее  природе,  гордость  за  революционные,  трудовые  или  ратные  подвиги  своих  земляков. Историко-краеведческий материал развивает  общественно – исторические  мышления,  прежде  всего,  помогает  формировать основные  исторические  понятия. На этой основе  развивается углубленный  интерес  к  истории,  творческая  активность,  вырабатывается более прочные навыки самостоятельного мышления  и  поиска. Это в свою очередь помогает большему сближению методов обучения с методами научного познания.
Краеведение – одно из важнейших средств усиления связи обучения и воспитания с жизнью. В краеведении приняты два  направления – учебное и внеклассное. Следует  отметить, что  правильная  постановка  краеведения  в  школе должна обеспечивать  тесный  контакт  этих  двух направлений. Использование  краеведческого  материала  в  учебном  процессе  и внеклассной работе способствует углубленному усвоению основного курса отечественной истории, делает  его  более  доступным,  конкретным.

В планы работы  школы,  в  учебные  планы  по  гуманитарным  предметам  желательно  включать  проведение лекций и бесед по проблемам  краеведения,  организацию  музея,  туристических  походов,  краеведческих  экспедиций,  конференций.
Большой  задачей  краеведения  является  создание  истории  сел  и  деревень.  Изучение  истории того населенного  пункта,  где  расположена школа,  будет  большим  вкладом  в  историческое краеведение,  и непременно будет сопровождаться сбором интересного  материала  и  созданием  на  его  основе  музея   села,  деревни.

В селе Никольцы Намского улуса РС(Я) в 1991 году создан «Музей  Земледелия  с. Никольцы»  с  целью  воспитания  подрастающего  поколения  в  духе  лучших  традиций  народа  Саха,  знакомство  с  жизнью,  бытом,  славными  трудовыми  и  боевыми  традициями  предыдущих  поколений.  Неотъемлемым  элементом  работы  музея  является  также  знакомство  с  природой  родного  края.  Просветительская  роль  музея  направлена  на  восполнение  у  детей  отсутствующей  информации  по  выбранным  направлениям,  а  также  на  передачу,  привитие  им  жизненно  необходимых  ценностей  и  навыков  коллективного  опыта  народа.  Первые  годы  деятельности  музея  показывает  его  неоценимую  роль  в   патриотическом  воспитании  молодежи.
Музей,  являясь  своеобразным  центром  нравственной  и  эстетической  культуры,  призван  передать  накопленный  человечеством  опыт  новым  поколениям.  Здесь  необходимо  формировать  и  развивать  потребность  в  общении  с  духовными  богатствами,  с  сокровищами  национальной  и  мировой  культуры,  поднимать современного человека до понимания  им  своего  места  в  историческом  процессе.
Экспозиции, стенды,  витрины музея знакомят посетителей с  историей и этнографией, трудом, бытом и традициями наших предков – земляков, содержат воспоминания старожилов наслега.
Музей  Земледелия  является  не  только  просветительским,  но  научно – исследовательским  центром.  В  этом  плане  целенаправленно  собираются,  хранятся,  экспонируются,  изучаются  предметы  материальной  и  духовной  культуры,   различные  первоисточники  по  истории  наслега  и  т.д.

Изучая  историю  родного  края  с  малых  лет,  учащиеся  учатся  бережно  относиться  к  своей  малой  родине,  приобщаются  к  прошлому  и  настоящему  родного  края.  Использование  материалов  краеведения  и  национальной  культуры  рассматриваются  нами  как  средство  активизации  учебного  процесса.  Учащиеся  на  основе  кропотливо  и  системно  собранных  исторических,  этнографических  материалов  участвуют  в  научно – исследовательских  конференциях,  семинарах.  За  учебный  год  юные  исследователи  работают  над  темой,  выбранной  или  порученной  им,  уделяют  большое  внимание  исследовательской  работе,  обобщению  собранных  материалов.  Рефераты,  доклады,  творческие  работы – вот  результаты  поисковой  работы.

Такой  подход  позволяет  учителю  достичь  следующих  целей:
–  Обучение  детей  методике  исследования  родного  края.
–  Формирование  чувства  патриотизма,  дети  невольно  осознают  себя представителями  с. Никольцы,  своей  малой  родины.
–  Привитие  у  детей  чувства  товарищества.
–  Формирование  самостоятельных,  инициативных  личностей.
Обширный  материал  музея  используется  на  многих  уроках.  Экспозиции,  стенды,  витрины  музея  ознакомливают  посетителей  с  бытом  и  трудом,  традициями  и  этнографией  наших  предков  и  земляков.  Для  посетителей  представлены  фотоснимки,  воспоминания  и  много  архивных  документов.  Материалы  музея  стали  достоянием  всего  населения.  В  настоящее  время  в  музее  насчитывается  около  200  экспонатов.  Весь  собранный  материал  составляет  фонд  музея  и  учитывается  в  инвентарной  книге.

Цели  работы  сотрудничества  школы  и  музея:

  • Привитие к подрастающему поколению чувство гордости своим родным  краем,  людьми  своего  населения;
  • передать  из  поколения  в  поколение  духовно – материальную  культуру  родного  края;
  • воспитание  чувства  ответственности,  уважения  к  общественной  общности;
  • привлечение  учащихся  к  осмысленной,  целенаправленной  познавательной  деятельности;
  • воспитание  подрастающего  поколения  в  духе  патриотизма;
  • организовать  всестороннее  изучение  в  соответствии  со  своим  профилем  литературных,  архивных  и  других  источников.

Задачи  работы  музея:

  • расширить  тематику  школьных  экскурсий  в  соответствии  с  программой  по  внеклассному чтению;
  • поддерживать  постоянную  связь  в  агитационно-пропагандистской  и  массовой  работе  среди  населения;

Работа  по  изучению  края:

  • изучение  истории  своего  родного  наслега;
  • ввести  в  учебную  программу  для  младших  классов  программу  по  изучению  родного  края  как  учебный  предмет;
  • изучить  обычаи  населения  с. Никольцы  в  воспитании  ребенка,  пропагандировать  семейную  педагогику;
  • выяснение  истории  жизней  людей  из  Никольского  наслега;
  • зарегистрировать  памятники  и  памятные  места  наслега;
  • обновить  памятники  истории  и  культуры;
  • составление  картотек  участников  Великой  Отечественной  Войны  и  ветеранов  труда  и  тыла.

Поисково-собирательская работа:

  • помощь в  обновлении  фонда  музея;
  • проводить просветительские  работы  по  материалам  участников  Великой  Отечественной  войны;
  • изучение собранных  памятников  материальной  и духовной  культуры  и   истории.

Экскурсионно-массовая  работа:

  • проведение улусного  семинара,  ознакомить  гостей  с  работой  музея,  с  его  целями  и  задачами;
  • проведение классных  часов  «Кыайыыны  уһансыбыттара»;
  • проведение праздника  «Музей  күнэ».
  • помощь в  проведении  выставок  по  разным  темам;
  • проведение конкурсов,  подготовка  докладов  и  сообщений  учащихся для  уроков  по  заданию  учителя  на  основе  их  самостоятельной  работы  в  музее.

Музей  должен  дать  ощущение соприкосновения  со  всей  местной историей, а через нее и с историей  вообще.  Здесь  все  возможности  показать  перспективу,  историзм  жизни.  Тем  самым  расширяется  кругозор,  воспитывается  патриотические  чувства  молодежи.
В музее размещены следующие залы  «Уйгулаах бу сири таптааммыт», «Сир уустара», «Үрдүк үүнүү маастардара», «Нам улууhун агрономнара», «Саха сирин селекционердара», «Сантэ» фирма – эмтээх оттору үүннэрии, «Сиртэн хостонор баайдар», «Совхозтар сири кытта үлэлэрэ», «Бурдугу үүннэрии былыргы историята», «Никольскайдааҕы кыргыhыы», «Колхозтар тэриллиилэрин историята», «Хомуур кэмэ» – панорама, «Никольскай  слободатын төрүттэспит нууччалар» – кинилэр олорон ааспыт олохторун кэпсиир саала, «Саха балаҕана». Экспонаты выставлены в уголке, декорированном  под  местную природу, среду. «Саха балаҕана» выставлена материальная культура предков, экспонаты, старинные  предметы кухонной утвари,  орудия  труда,  бытовые  принадлежности,  мебель  и  т. д.  Организуются  уроки, экскурсии.
В  целом  музей  занимает  здание  площадью  230 квадратных  метров.

Музей ведет плановую работу:
–  пополняет  фонды  музея  путем  организации  походов, налаживания переписки  и  личных контактов с различными организациями и лицами, устанавливает связи с другими народными и государственными музеями;
– проводит отбор  необходимых материалов на основании предварительного  изучения  литературы  и других источников по соответствующей тематике;
– изучает собранный материал  и обеспечивает  его  учет  и  хранение;
– осуществляет создание экспозиций, стационарных и передвижных выставок;
–  проводит экскурсии для учащихся, родителей, нашей школы и других школ  улуса;
–  оказывает  содействие  учителем  в  использовании  музейных  материалов в учебном  процессе.

Кроме того,  на  уроках  дети  исследуют  родословную  своей  семьи, собирают  материалы,  записывают  легенды  и  семейные  переедания, составляют  таблицы  «родословного  древа»,  на  базе  которых  могут  написать  реферат.  Отдельной  темой  исследований  выступает  знакомство  с  жизнью  и  деятельностью  известных  людей  наслега.  С  1  по 4  класс  участвуют  в  исследовательской  работе.
Наши юные исследователи активно  принимают участие в научно-практических  конференциях «Ступеньки  в  науку» и «Виноградовские чтения» занимают призовые  места.  Каждый год проводятся встречи с ветеранами войны и тыла, а  также тружениками  наслега.  Каждое лето работает летний лагерь труда  и отдыха, учащиеся ухаживают  за  памятниками  села  Никольцы.  Постоянно  за  учебный  год  проводятся  конкурсы  рисунков  «Мы  не  хотим  войны»,  «Мой  край  родной  – село Никольцы»,  классные  часы,  выставки  на  темы:  «В  мире  игрушек»,  «Школьные  принадлежности  прошлых  лет».

Каким бы содержательным и современным по оформлению ни был музей, он только тогда станет неотъемлемой частью общешкольного организма, если учителя будут широко использовать его экспозицию и фонды в учебно-воспитательном процессе.
Воспитательная и образовательная роль музея многократно возрастает благодаря сотрудничеству со школой. Они дополняют друг друга, координируя свои усилия в деле становления молодой личности, и способны достигнуть, и достигают значительных результатов.
Сотрудничество музея и школы в значительной степени базируется на использовании специфических возможностей музея, в котором образование и воспитание строятся на основе подлинных музейных предметов. Ведущим средством образовательно – воспитательного воздействия здесь выступает экспозиция, на базе которой проводятся экскурсии – важнейшая форма работы со школьниками – и другие мероприятия. Повышение образованности школьников, расширение их кругозора, развитие познавательных интересов – это задачи, которые стоят перед музеями.

Эффективность использования музея в обучении во многом определяется разнообразием форм и методов классной и внеклассной работы, включающей музейный материал в учебный процесс. В практике сложились следующие ее виды:
– учебная экскурсия в музее;
– урок – экскурсия в музее;
– использование музейных предметов учащихся в качестве учебных пособий на уроке;
– демонстрация музейных предметов во время беседы учителя;
– подготовка докладов и сообщений учащихся для уроков по заданию учителя на основе их самостоятельной работы в музее;
– занятия школьных кружков;
– участие в научно – практической конференции.

Для активной работы школьного музея необходимы усилия всего педагогического количества. Задача состоит в том, чтобы добиться использования музея в преподавании всех учебных дисциплин.
Например, на уроках чтения во втором классе «Кемус туорах» И.Данилова, в третьем классе Л.Кон «Как растет хлеб» учащиеся посещают музей Земледелия и там проводится урок. Сотрудники музея интересно рассказывают как приходит на стол хлеб, каким трудом выращивают хлеб, показывают снопы пшеницы, ржи. А в прохождении новой темы «О5уруотчут», «О5уруот улэhитэ», «Быыстапка5а» дети ознакомятся с материалами музея, с известными работниками сельского хозяйства Намского улуса, с.Никольцы.
И так каждой подходящей теме учащиеся не только читают новое произведение, но и ознакомятся с подлинными материалами музея Земледелия.
Для широкого использования музея земледелия в учебных целях необходимо разработать в помощь количеству учебной системы уроков и экскурсий по разным предметам с 1 по 1V класс с учетом возраста и учебных программ. При составлении такой комплексной программы важно исключить возможные повторы, предусмотреть преемственность в изложении материала.
Учитель, используя возможности музея, в процесс преподавания сочетает приемы обучения с методами научного познания: он не только сообщает информацию, но и может продемонстрировать учащимся сложные пути ее получения.
Важная особенность музея состоит в том, что учитель может здесь вести обучение школьников путем открытий. Работая в музее, учащиеся открывают новые для себя из того, что уже известно многим, а, кроме того иногда в процессе поисков школьники делают открытия, имеющие научно – практические значения. Следовательно, музей помогает воспитать в учащихся исследовательскую активность, развивает творческое мышление, прививает навыки самостоятельного преобразования знаний.

Основной формой учебно–воспитательного процесса в школе является урок, поэтому материалы музея, прежде всего, должны использоваться на уроке. Методика использования краеведческого материала разнообразна. Урок можно, например, провести наглядным методом использованием материалов музея. Можно провести урок непосредственно в музее или использовать отдельные его экспонаты, принеся их в класс.
Урок в музее следует проводить в том случае, когда тематика его  соответствует изучаемой теме. Урок в музее предполагает серьезную подготовку учителя – не только знание каждого экспоната, но и изучение дополнительной литературы.
Учитель должен назвать учащихся тему занятия в музее, его план можно назвать ребятам перечень книг, из которых они узнают более подробные сведения по изучаемой теме. Урок в музее предусматривает обязательные задания, которые ребята выполняют на его материале (сочинения, составление доклада и т. д.) .
Музейные материалы должны систематически использоваться учителем на уроках.  Так, например, материалы музея «История нашего села» можно использовать на нескольких уроках.
Школьники овладевают навыками самостоятельной исследовательской работы, делают доклады и пишут рефераты: «Килиэп хайдах үөскээбитэ», «Никольскай нэһилиэгин пааматынньыктара», «Эҥсиэли хочотугар бурдугу үүннэрии», «Деревянное зодчество Никольской слободы», «Нэһилиэгим киэн туттар дьонноро», «Никольскай нэһилиэгин уулуссалара». Уроки можно проводить прямо в музее или в классе использовать материалы музея, фотографии, картины, гербарии,  диаграммы, различные таблицы. Фонды музея может стать базой наглядных пособий. Учитель должен умело сочетать разнообразные методы и приемы использования музейного материала на уроках. Такая работа имеет большое образовательное и воспитательное значение. Школьный курс предусматривает изучение вопросов краеведческого характера. Учитель должен использовать местный материал по всем основным разделам истории с древнейших времен до наших дней. Материалы музея должны служить иллюстрацией и конкретизацией основных исторических событий, изучаемых в общем курсе.
Проведение экскурсии в музей перед изучением темы школьного курса целесообразно, если экспонаты музея служат материалом, на основе которого будет строиться последующее изучение темы. Иногда целесообразнее проводить экскурсии после изучения темы в классе с целью повторения и углубленного изучения материала.
На уроках русского языка, литературы и истории следует обязательно использовать музей.
Во время проведения уроков, использовались различные приемы работы: рассказ учителя, самостоятельное ознакомление учащихся с отдельными экспонатами, комментирование документов и текстов, сравнительный анализ, беседа, обмен мнениями, прослушивание ученических сообщений, повторное обращение к раннее изученным материалам.
Занятия, проходящие в музее в особой, музейной обстановке, позволили учащимся глубже познакомиться специально подобранными в определенной системе, логике экспонатами – документами героического прошлого страны, родного края. Широкое распространение получают и уроки, проводимые в классе, с привлечением музейных предметов. Такие занятия, естественно, имеют по сравнению с уроком в музее несколько иной характер. Здесь в известной мере меняется «фон» урока, но в целом сохраняется обычная классная обстановка. Урок в классе с привлечением музейных средств открывает новые пути для использования потенциала учебных занятий. На уроке в классе имеется также больше возможностей для выполнения письменных познавательных заданий.  В тесной связи с урочной выступает внеклассная работа музея. Учащиеся, работая над своими докладами и сообщениями, обращаются к материалам музея, в том числе и не включенным в экспозицию, демонстрируют отдельные музейные предметы и документы во время своих выступлений.
Музейные средства привлекаются при подготовке и проведении тематических вечеров. В их программу включаются: исторические и литературно – музыкальные композиции, посещение школьного музея, осмотр специально подготовленной выставки. Темы вечеров разнообразны.
В музее можно организовать и индивидуальные занятия: ответить на конкретные вопросы, приготовить краткое сообщение.
Таким образом, музей помогает учителю активизировать методы преподавания, воспитать у учащихся интерес к предмету, организовать самостоятельную и индивидуальную работу. Необходимо, чтобы предметные методические объединения в школе включили в план своей работы вопрос о методике учебной работы в музее.

Музей – интересная форма воспитательной работы с учащимися не только в период сбора материалов, создания экспозиции и подготовки экскурсий.
В настоящее время это устоявшаяся форма, имеет отработанную методику, вариативность, она меняется в соответствии с требованиями времени.
Все чаще практикуются выход за пределы музея. Подобные экскурсии называются методистами комплексными. Они включают рассказ на экспозиции музея и обязательное посещение достопримечательных мест, органично вписываемых в тему, углубляющих ее содержание. Например, экскурсия «В селе, в котором ты живешь» для школьников младшего возраста начинается в музее с экспозиции и продолжается знакомством со своеобразными уникальными, хранящими память об исторических веках памятниками.
Музей прививает любовь к своему родному краю, к его лесам и оврагам, рощам и полям, учит любить свой край, болеть душой за природу, желать ее сохранить.
Урок мужества – это форма в разных музеев страны имеет свое не стереотипное решение, зависящее от особенностей музея, его собрания, творчества музейных работников. Для ребят устраивается экскурсия по экспозициям музея, повествующая о Великой Отечественной войне. С интересом школьники рассматривают бесценные реликвии войны.
Урок мужества надолго запоминается ребятам, вызывает и чувство сопричастности к тем грозным временам, и чувство гордости за своего земляка, получившего награду в молодом возрасте. Хочется подчеркнуть, что умело проведенный урок мужества – прекрасная форма патриотического, нравственного воспитания.
Уроки мужества  вносят большой вклад в патриотическое, нравственное, трудовое воспитание молодого поколения, которому так нужны конкретные, яркие, вдохновляющие примеры из жизни. Они не всегда называются уроками, иногда это – вечера, беседы, встречи с ветеранами войны.
Роль школы и музея, способствует осуществлению комплексного подхода к воспитанию учащихся на боевых и трудовых, семейных традициях народа, воспитанию чувства патриотизма, почтения, сохранению в памяти людей, работающих и ушедших из жизни, бережного отношения к памятникам культуры, истории. Ведь школа создает социальную и культурную среду для полноценного развития личности учащихся, а музей – символ национального самовоспитания, национальной гордости, взаимодействия культур – хранит, изучает культурное наследие и создает возможность для наглядного, эмоционального постижения культуры людьми, раскрывает многообразие творческой деятельности человека.
Свои задачи по воспитанию молодежи школьные коллективы решают в единстве урочной, внеклассной и внешкольной работы. Одним из элементов этой работы во многих школах является музей.

Музей – “научно-исследовательское и научно-просветительское учреждение, осуществляющее комплектование, хранение, изучение и популяризацию памятников естественной истории, материальной и духовной культуры.
Музейное просвещение и музейное воспитание сегодня приобретают интерес со стороны разных наук: истории, этнологии, религии, философии, социологии, культурологии, фольклора и т.д. Музеи выступают как знаковая система нерасчленности культуры, как синтез материальных и духовных уровней, как единый интегральный процесс встречных потоков разных культур.
Работая в музее, участвуя в учебной и поисково-исследовательской работе, ученики расширяют и углубляют свои знания, приобретают навыки творческого мышления, самостоятельного поиска политической и научной информации, учатся применять диалектико-материалистический подход к анализу конкретных фактов общественной жизни, явлений природы.

Музей обогащает детей впечатлениями от современно новых, незнакомых предметов, которые ребенок никогда не встречал, да и не мог бы встретить в окружающей его действительности. Это необычайно расширяет его кругозор, углубляет его представление о мире. Школа заинтересована в получении от государственного музея квалифицированной консультации по вопросам музееведения и помощи в практической деятельности. Но и музей заинтересован в школе как в объекте своей научно-просветительской деятельности и резерве кадров для проводимой музеем собирательской работы понимания им своего места в историческом процессе.

Литература:

  1. Бессонов Г.ЕВ  поисках  нового:  Из  опыта  работы  краеведческой, исторической  и  музейной  работы. – Якутск:  Книжное  издательство, 1989. – 99 с.
  2. Валицкая А.Г.  От  слова  к  событию:  Музей  в  образовательном пространстве культуры  // Материалы  научно – практической конференции  Художественный  музей  в  образовательном  процессе. – СПб, 1998. – 53 с.
  3. Ванслова Е.Г.,   Юхевич  М.Ю.    Музееведение.   Воспитание   подрастающего  поколения  в  музее:  теория,  методика,  практика. –  М.: Просвещение,  1974.-132 с.
  4. Винокуров П.В.   Музеи  Якутии. – Якутск:   Бичик,   – 102 с.
  5. Винокуров П.В.   Знакомтесь:     Якутский   музей.   –   Якутск: Сахаполиграфиздат,   1991.  –  47 с.
  6. Голомарева Е.Х.  Учебно-воспитательная  работа  в  школе  1  ступени // Народное  образование  Якутии.  –  1994.  –  № 2. – С. 36-37.
  7. Кривошапкин Г.И. «Энсиэли  хочотугар  бурдук  суугунуур».  Якутск: Бичик,  2004 г.
  8. Кухарев Н.В.  Эффективность  обучения  и  воспитания.  –  Минск: Издательство  БГУ,  1979. – 215 с.
  9. Неустроева  М.Д.,  Елисеева  М.И.  Ураанхай  Саха  о5ото. – Якутск: Сахапечать,  1998. – 58 с.
  10. Семенова  И.Н.  Краеведческая  работа  в  начальных  классах. – Якутск: Якуткнигоиздат,  1965. – 16 с.
  11. Сейненский  А.Е.  Музей  воспитывает  юных. – М.:  Просвещение, 1988.- 208 с.
  12. Сенькин  В.Л.  Мой  опыт  по  краеведческой  работе  в  школе. – Якутск: Якуткнигоиздат,  1949. – 69 с.
  13. Сыромятникова  Е.И.  Аныгы  уйэ  сайдыылаах  сахатын  иитиигэ музейдар  оруоллара  //  Народное  образование  Якутии. – 2002. -№3.- С.102-107с.
  14. Уткин  К.К.,  Уткин  К.Д.  Музеи  Республики  Саха (Якутия). –  Якутск: Сахаполиграфиздат,  1994. – 104 с.
  15. Уткин К.Д. Музей  тэрийиэххэ  //  Коммунизм суола. – 1970. – №10.-С. 5.
  16. Хлеба на долине  «Энсиэли».
  17. Шамшурин Ю.П., Егоров  П.Д.  Край  наш  родной – Якутия. – Якутск.
  18. Яковлева Н.А. Музейная  педагогика  в  школе. – Спб.: СпецЛит, 2000.- 2008 с.
Поделиться в: