Систематичность понятий в школьной географии

Автор: Карташова Филора Владимировна, учитель географии МКОУ “Киндигирская основная общеобразовательная школа”, с. Куду-Кюель Олекминского улуса РС(Я)

В настоящее время все больше падает у школьников  качество знаний по географии. В связи с этим, как учитель-географ с большим стажем работы, хочу поделиться со своим опытом деятельности. В работе обращаю большое внимание на систематизацию понятий. Из класса в класс понятие должно развиваться, усложняться. Например, если в начальных классах изучали понятие солнце как источник тепла и света, то в 4-м изучают как звезду, в 5-м – солнце как центр Солнечной системы,  в 6-м – как условие и источник энергии для жизни растений, как источник, излучающий ультрафиолетовые лучи и т. д.

Систематичность понятий  считаю фундаментом для расширения  знаний, обогащения словарного запаса и развития мышления учащихся. Не только в начальных классах, но и во всех классах, одно понятие можно использовать как вопрос (1), загадка(2) или для игры на ассоциацию(3) и  развития речи детей. Например, понятие «ветер»:

  1. – Можно ли видеть ветер? Как узнать, дует ли ветер? что такое ветер?
  2. – Его никто не видит, но он везде пройдет, сквозь щели и пещеры
  3. – Какая мысль, ощущения приходят, когда говорим «ветер».

Если для первоклассника первыми понятиями являются слова «мама» и «рама», то у ученика, изучающего предмет «география», первыми понятиями являются «Земля», «Солнце», «Воздух» и «Вода». Эти понятия расширяются в последующих классах. Например, понятие «Воздух» расширяется в понятие «Атмосфера», «Состав атмосферы», а «Земля» — в понятия «Литосфера», «Строение Земли» и «Рельеф» и т.д.

Считаю, что каждый учитель должен работать творчески,  и только тогда, у учащихся появляется мотивация к изучению данной науки. Если у учащегося есть мотивация к развитию своих знаний, то и качество оценок у него соответствующее. Если у ученика не появится мотивации к  учению, никакой выдающийся Учитель с большой буквы, не сможет «дать» знания по фундаментальным понятиям, т.е. не будет у ученика системных, метапредметных знаний: будут  у него отрывистые, не связанные между собой какие-то знания.

По учебнику Е.М. Домогацких 6-го класса, издательство «Русское слово» шестиклассники расширяют свои знания:  изучают такие понятия, как «зенит», « день солнцестояния», «день равноденствия» и т.д.

В начале учебного года, изучая курс 6 класса, например на уроке введения, задаю такие вопросы:

  • Что такое «зенит»?
  • Когда бывает День равноденствия?
  • День солнцестояния?

Большое внимание учителя должно отводиться  воспитательному значению уроков географии. Так как школьная география должна стать более гуманизированной. По моему мнению,  знания вообще должны иметь в первую очередь нравственно-культурный фундамент. Например, знакомство детей с такими понятиями как «Земля», «Родной край», «Родина», «Россия»  можно начинать  со чтения стихотворений А.С.Пушкина, Ю.Лермонтова, Тютчева, т.е. включать художественные произведения, музыку или песни о родине прямо в ход урока,  изучать эти понятия с нравственных, духовных сторон.

В 7-м классе понятия «Атмосферное давление» и «Ветер» изучаем  блочно, т.е. на одном уроке, при этом даю проблемный вопрос: Какая связь между двумя этими понятиями? По ходу урока учащиеся приходят к выводу, почему образуется ветер. Применяют это знание в практических работах, например по работе с диаграммами и т.д. Такой  системной деятельностью можно систематизировать географические понятия у обучающихся. В данной статье не говорится о контроле знаний, которая должна проводиться тоже по плану.

Поделиться в: