Формы активизации воспитательных возможностей родителей в условиях введения федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования

Автор: Корнилова Мария Степановна, старший воспитатель высшей квалификационной категории МБДОУ Центр развития ребенка – детский сад «Колокольчик», Отличник образования РС (Я), Республика Саха (Якутия), Ленский район, п. Витим 

Детский сад сегодня должен находиться в режиме развития, а не функционирования, представлять собой мобильную систему, быстро реагировать на изменения социального состава родителей, их образовательные потребности и воспитательные запросы. Поэтому сегодня важным является  знание педагогами основных положений федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, утв. приказом Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155, отражающих содержание сотрудничество с родителями детей. В соответствии с ФГОС детский сад обязан:

  • информировать родителей (законных представителей) и общественность относительно целей  дошкольного  образования,  общих для всего образовательного пространства Российской Федерации, а также о Программе, и не только семье, но и всем заинтересованным лицам, вовлечённым в  образовательную деятельность;
  • обеспечить открытость дошкольного образования;
  • создавать условия для участия родителей (законных представителей) в образовательной деятельности;
  • поддерживать родителей (законных представителей) в воспитании детей, охране и укреплении их здоровья;
  • обеспечить вовлечение семей    непосредственно в образовательную деятельность, в том числе   посредством создания образовательных проектов совместно с семьёй на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи;
  • создавать условия для взрослых по поиску, использованию материалов, обеспечивающих реализацию Программы, в том числе в информационной среде, а также для обсуждения с родителями (законными представителями) детей вопросов, связанных с реализацией.

В ФГОС говорится, что работа с родителями должна иметь дифференцированный подход, учитывать социальный статус, микроклимат семьи, родительские запросы и степень заинтересованности родителей деятельностью ДОУ, повышение культуры педагогической грамотности семьи. Подчеркнуто, что одним из принципов дошкольного образования является сотрудничество с семьёй.  В зависимости от этого должны меняться формы и направления работы детского сада с семьей.
Наш детский сад проводит планомерную  целенаправленную работу с родителями, в которой решаются следующие приоритетные задачи:

  • установление партнерских отношений с семьей каждого воспитанника;
  • объединение усилий для развития и воспитания детей;
  • создание атмосферы взаимопонимания, общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки;
  • активизация и обогащение воспитательных умений родителей;

Для решения поставленных задач и вовлечения родителей в единое пространство детского развития в ДОУ намечена работа в трех направлениях:

  1. Работа с коллективом ДОУ по организации работы с семьей, ознакомление педагогов с системой новых форм работы с родителями.
  2. Повышение педагогической культуры родителей.
  3. Вовлечение родителей в деятельность ДОУ, совместная работа по обмену опытом, индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений их развития.

С 2013 года в нашем ДОУ работает рабочая группа по внедрению ФГОС. В неё также включены члены Управляющего совета. В результате работы рабочей группы с 01.09.2014 года детский сад работает по Образовательной программе ДОУ, утверждённой руководителем, в соответствии с ФГОС, составленной на переходный период до 2016 года и утверждёнными программами дополнительного образования. Эффективно организованное сотрудничество с родителями позволяет достичь нужных результатов в воспитании и развитии детей.   Отношение с родителями целесообразно выстраивать на принципах доверия, диалога, партнерства, учета интересов родителей и их опыта в воспитании детей. “Включение родителей” в деятельность дошкольной образовательной организации – это активное участие родителей (законных представителей) воспитанников в деятельность дошкольной образовательной организации.   Работа с родителями в нашем детском саду планируется заранее, чтобы хорошо знать родителей своих воспитанников начинаем работу с анализа социального состава родителей, их настроя и ожиданий от пребывания ребенка в детском саду. Проводим анкетирование, личные беседы на эту тему помогают правильно выстроить работу, сделать ее эффективной, подобрать интересные формы сотрудничества с семьей.

Одна из наиболее распространённых форм активизации воспитательных возможностей родителей это – проведение родительских собраний различных форм и видов с участием специалистов (“Круглый стол” по любой теме; детско-родительская гостиная; презентация, информационно-просветительская; психологический тренинг; день открытых дверей; игра КВН; деловая игра;  ток-шоу; диспут; семинар-практикум). А также работает почта доверия, телефон доверия, проводим совместно с родителями непосредственно образовательную деятельность.  Все  воспитатели, педагоги и специалисты ДОУ введут электронную страницу, который в последующем будет размещен на сайт ДОУ.  Среди родителей проводили день проб (предлагалось меню,   и желающие родители приходили дегустировать еду, оставляли свои пожелания), еженедельно показываем родителям через местное телевещание и  видео презентации итоги тематических недель, делаем объявления, консультации по просьбе родителей. У нас вошло добрую  традицию  костюмированный утренний прием детей  в  праздничные дни.  Воспитатели совместно с родителями организуют беспроигрышные лотереи с песнями и играми.  Общаемся с родителями через свой сайт, выставляем фотографии различных конкурсов и развлечений,  а также  проводим тематические выставки. Преимущества новой системы  партнерских отношений с семьей неоспоримы;

  • Это положительный эмоциональный настрой педагогов и родителей на совместную работу по воспитанию детей.
  • Это учет индивидуальности ребенка.
  • Родители самостоятельно могут выбирать и формировать уже в дошкольном возрасте то направление в развитии и воспитании ребенка,
  • Это укрепление внутрисемейных связей,
  • Это возможность реализации единой программы воспитания и развития ребенка в ДОУ и семье.
  • Это возможность учета типа семьи и стиля семейных отношений.

Педагог, определив тип семьи воспитанника, сможет найти правильный подход  и успешно осуществлять работу с родителями. При реализации новой системы  сотрудничества с семьей удается избежать тех недостатков, которые присущи старым формам работы с семьей. Много различных форм работы с родителями апробировано. Сейчас можно смело сказать, что признаки обновления во взаимодействии педагогов с семьей явно происходят. Привлечение родителей к жизни детского сада еще недавно казалось такой большой проблемой. Теперь обстановка иная.

  • -Со стороны родителей исходит инициатива по проведению новых форм общения семей группы.
  • Педагоги стали более инициативны, смелее. Они проявляют творчество, выдумку, фантазию в целях претворения их новых идей в жизнь.
  • – Воспитатели стали теснее и ближе общаться со всеми родителями, а не только с активистами, привлекая их к групповым мероприятиям.
  • Пока еще инициатива больше исходит от педагогов, но уже видно, что родителям интересно в ДОУ. Никогда еще так часто родители не участвовали в совместных делах ДОУ и семьи.
  • При добросовестном отношении педагога к данной работе по вовлечению родителей в образовательный процесс, новая философия сотрудничество с родителями осуществляется успешно.
  • Изменилось общение педагогов и родителей: взаимоотношения стали партнерскими. Родители и воспитатели советуются друг с другом, предлагают, убеждают, как лучше организовать мероприятие, праздник. Формальное общение исчезает.
  • Совместная деятельность родителей, педагогов и детей положительно влияет на воспитанников. Дети активных родителей становятся увереннее в себе, задают больше вопросов о семье, о детском саде, проявляют инициативу в тех вопросах, где видят интерес и активность своих родителей. Ребенок чувствует себя ближе, роднее по отношению к воспитателю, так как видит тесное общение педагога с его родителями, эмоциональный подъем, желание быть в саду в центре всех игр и занятий.
  • И как результат, новое положительное отношение родителей к ДОУ, положительная оценка его деятельности.

Таким образом, использование разнообразных форм работы с семьями воспитанников детского сада даёт положительные результаты. Всей своей работой сотрудники ДОУ доказывают родителям, что их вовлечение в педагогическую деятельность, заинтересованное участие в воспитательно – образовательном процессе важно не потому, что этого хочет воспитатель, а потому, что это необходимо для развития их собственного ребенка.

Поделиться в: