Авторы: Шадрина Марфа Ивановна, Нератова Саргылана Егоровна, Шадрина Анна Ивановна, Нератова Светлана Аркадьевна – МО учителей МКОУ «Никольская начальная общеобразовательная школа» МО «Намский улус» Республики Саха (Якутия)
Особую роль в патриотическом воспитании молодежи играют краеведческие музеи. Этому способствуют всестороннее и многообразное отражение в краеведческом музее жизни края, его прошлого и настоящего, связей местной истории и культуры с процессами более общими, выявление значения данного памятного места, города или области для страны в целом.
Музей Земледелия с. Никольцы – одно из самых действующих орудий воспитания патриотизма, любви к своей земле. Характерно, что и сами ребята высоко оценивают музей как источник познания природы, истории, культуры родного края.
Использование в музейной пропаганде местных, краеведческих материалов развивает у школьников гражданские чувства – любовь к своей Родине, к ее природе, гордость за революционные, трудовые или ратные подвиги своих земляков. Историко-краеведческий материал развивает общественно – исторические мышления, прежде всего, помогает формировать основные исторические понятия. На этой основе развивается углубленный интерес к истории, творческая активность, вырабатывается более прочные навыки самостоятельного мышления и поиска. Это в свою очередь помогает большему сближению методов обучения с методами научного познания.
Краеведение – одно из важнейших средств усиления связи обучения и воспитания с жизнью. В краеведении приняты два направления – учебное и внеклассное. Следует отметить, что правильная постановка краеведения в школе должна обеспечивать тесный контакт этих двух направлений. Использование краеведческого материала в учебном процессе и внеклассной работе способствует углубленному усвоению основного курса отечественной истории, делает его более доступным, конкретным.
В планы работы школы, в учебные планы по гуманитарным предметам желательно включать проведение лекций и бесед по проблемам краеведения, организацию музея, туристических походов, краеведческих экспедиций, конференций.
Большой задачей краеведения является создание истории сел и деревень. Изучение истории того населенного пункта, где расположена школа, будет большим вкладом в историческое краеведение, и непременно будет сопровождаться сбором интересного материала и созданием на его основе музея села, деревни.
В селе Никольцы Намского улуса РС(Я) в 1991 году создан «Музей Земледелия с. Никольцы» с целью воспитания подрастающего поколения в духе лучших традиций народа Саха, знакомство с жизнью, бытом, славными трудовыми и боевыми традициями предыдущих поколений. Неотъемлемым элементом работы музея является также знакомство с природой родного края. Просветительская роль музея направлена на восполнение у детей отсутствующей информации по выбранным направлениям, а также на передачу, привитие им жизненно необходимых ценностей и навыков коллективного опыта народа. Первые годы деятельности музея показывает его неоценимую роль в патриотическом воспитании молодежи.
Музей, являясь своеобразным центром нравственной и эстетической культуры, призван передать накопленный человечеством опыт новым поколениям. Здесь необходимо формировать и развивать потребность в общении с духовными богатствами, с сокровищами национальной и мировой культуры, поднимать современного человека до понимания им своего места в историческом процессе.
Экспозиции, стенды, витрины музея знакомят посетителей с историей и этнографией, трудом, бытом и традициями наших предков – земляков, содержат воспоминания старожилов наслега.
Музей Земледелия является не только просветительским, но научно – исследовательским центром. В этом плане целенаправленно собираются, хранятся, экспонируются, изучаются предметы материальной и духовной культуры, различные первоисточники по истории наслега и т.д.
Изучая историю родного края с малых лет, учащиеся учатся бережно относиться к своей малой родине, приобщаются к прошлому и настоящему родного края. Использование материалов краеведения и национальной культуры рассматриваются нами как средство активизации учебного процесса. Учащиеся на основе кропотливо и системно собранных исторических, этнографических материалов участвуют в научно – исследовательских конференциях, семинарах. За учебный год юные исследователи работают над темой, выбранной или порученной им, уделяют большое внимание исследовательской работе, обобщению собранных материалов. Рефераты, доклады, творческие работы – вот результаты поисковой работы.
Такой подход позволяет учителю достичь следующих целей:
– Обучение детей методике исследования родного края.
– Формирование чувства патриотизма, дети невольно осознают себя представителями с. Никольцы, своей малой родины.
– Привитие у детей чувства товарищества.
– Формирование самостоятельных, инициативных личностей.
Обширный материал музея используется на многих уроках. Экспозиции, стенды, витрины музея ознакомливают посетителей с бытом и трудом, традициями и этнографией наших предков и земляков. Для посетителей представлены фотоснимки, воспоминания и много архивных документов. Материалы музея стали достоянием всего населения. В настоящее время в музее насчитывается около 200 экспонатов. Весь собранный материал составляет фонд музея и учитывается в инвентарной книге.
Цели работы сотрудничества школы и музея:
- Привитие к подрастающему поколению чувство гордости своим родным краем, людьми своего населения;
- передать из поколения в поколение духовно – материальную культуру родного края;
- воспитание чувства ответственности, уважения к общественной общности;
- привлечение учащихся к осмысленной, целенаправленной познавательной деятельности;
- воспитание подрастающего поколения в духе патриотизма;
- организовать всестороннее изучение в соответствии со своим профилем литературных, архивных и других источников.
Задачи работы музея:
- расширить тематику школьных экскурсий в соответствии с программой по внеклассному чтению;
- поддерживать постоянную связь в агитационно-пропагандистской и массовой работе среди населения;
Работа по изучению края:
- изучение истории своего родного наслега;
- ввести в учебную программу для младших классов программу по изучению родного края как учебный предмет;
- изучить обычаи населения с. Никольцы в воспитании ребенка, пропагандировать семейную педагогику;
- выяснение истории жизней людей из Никольского наслега;
- зарегистрировать памятники и памятные места наслега;
- обновить памятники истории и культуры;
- составление картотек участников Великой Отечественной Войны и ветеранов труда и тыла.
Поисково-собирательская работа:
- помощь в обновлении фонда музея;
- проводить просветительские работы по материалам участников Великой Отечественной войны;
- изучение собранных памятников материальной и духовной культуры и истории.
Экскурсионно-массовая работа:
- проведение улусного семинара, ознакомить гостей с работой музея, с его целями и задачами;
- проведение классных часов «Кыайыыны уһансыбыттара»;
- проведение праздника «Музей күнэ».
- помощь в проведении выставок по разным темам;
- проведение конкурсов, подготовка докладов и сообщений учащихся для уроков по заданию учителя на основе их самостоятельной работы в музее.
Музей должен дать ощущение соприкосновения со всей местной историей, а через нее и с историей вообще. Здесь все возможности показать перспективу, историзм жизни. Тем самым расширяется кругозор, воспитывается патриотические чувства молодежи.
В музее размещены следующие залы «Уйгулаах бу сири таптааммыт», «Сир уустара», «Үрдүк үүнүү маастардара», «Нам улууhун агрономнара», «Саха сирин селекционердара», «Сантэ» фирма – эмтээх оттору үүннэрии, «Сиртэн хостонор баайдар», «Совхозтар сири кытта үлэлэрэ», «Бурдугу үүннэрии былыргы историята», «Никольскайдааҕы кыргыhыы», «Колхозтар тэриллиилэрин историята», «Хомуур кэмэ» – панорама, «Никольскай слободатын төрүттэспит нууччалар» – кинилэр олорон ааспыт олохторун кэпсиир саала, «Саха балаҕана». Экспонаты выставлены в уголке, декорированном под местную природу, среду. «Саха балаҕана» выставлена материальная культура предков, экспонаты, старинные предметы кухонной утвари, орудия труда, бытовые принадлежности, мебель и т. д. Организуются уроки, экскурсии.
В целом музей занимает здание площадью 230 квадратных метров.
Музей ведет плановую работу:
– пополняет фонды музея путем организации походов, налаживания переписки и личных контактов с различными организациями и лицами, устанавливает связи с другими народными и государственными музеями;
– проводит отбор необходимых материалов на основании предварительного изучения литературы и других источников по соответствующей тематике;
– изучает собранный материал и обеспечивает его учет и хранение;
– осуществляет создание экспозиций, стационарных и передвижных выставок;
– проводит экскурсии для учащихся, родителей, нашей школы и других школ улуса;
– оказывает содействие учителем в использовании музейных материалов в учебном процессе.
Кроме того, на уроках дети исследуют родословную своей семьи, собирают материалы, записывают легенды и семейные переедания, составляют таблицы «родословного древа», на базе которых могут написать реферат. Отдельной темой исследований выступает знакомство с жизнью и деятельностью известных людей наслега. С 1 по 4 класс участвуют в исследовательской работе.
Наши юные исследователи активно принимают участие в научно-практических конференциях «Ступеньки в науку» и «Виноградовские чтения» занимают призовые места. Каждый год проводятся встречи с ветеранами войны и тыла, а также тружениками наслега. Каждое лето работает летний лагерь труда и отдыха, учащиеся ухаживают за памятниками села Никольцы. Постоянно за учебный год проводятся конкурсы рисунков «Мы не хотим войны», «Мой край родной – село Никольцы», классные часы, выставки на темы: «В мире игрушек», «Школьные принадлежности прошлых лет».
Каким бы содержательным и современным по оформлению ни был музей, он только тогда станет неотъемлемой частью общешкольного организма, если учителя будут широко использовать его экспозицию и фонды в учебно-воспитательном процессе.
Воспитательная и образовательная роль музея многократно возрастает благодаря сотрудничеству со школой. Они дополняют друг друга, координируя свои усилия в деле становления молодой личности, и способны достигнуть, и достигают значительных результатов.
Сотрудничество музея и школы в значительной степени базируется на использовании специфических возможностей музея, в котором образование и воспитание строятся на основе подлинных музейных предметов. Ведущим средством образовательно – воспитательного воздействия здесь выступает экспозиция, на базе которой проводятся экскурсии – важнейшая форма работы со школьниками – и другие мероприятия. Повышение образованности школьников, расширение их кругозора, развитие познавательных интересов – это задачи, которые стоят перед музеями.
Эффективность использования музея в обучении во многом определяется разнообразием форм и методов классной и внеклассной работы, включающей музейный материал в учебный процесс. В практике сложились следующие ее виды:
– учебная экскурсия в музее;
– урок – экскурсия в музее;
– использование музейных предметов учащихся в качестве учебных пособий на уроке;
– демонстрация музейных предметов во время беседы учителя;
– подготовка докладов и сообщений учащихся для уроков по заданию учителя на основе их самостоятельной работы в музее;
– занятия школьных кружков;
– участие в научно – практической конференции.
Для активной работы школьного музея необходимы усилия всего педагогического количества. Задача состоит в том, чтобы добиться использования музея в преподавании всех учебных дисциплин.
Например, на уроках чтения во втором классе «Кемус туорах» И.Данилова, в третьем классе Л.Кон «Как растет хлеб» учащиеся посещают музей Земледелия и там проводится урок. Сотрудники музея интересно рассказывают как приходит на стол хлеб, каким трудом выращивают хлеб, показывают снопы пшеницы, ржи. А в прохождении новой темы «О5уруотчут», «О5уруот улэhитэ», «Быыстапка5а» дети ознакомятся с материалами музея, с известными работниками сельского хозяйства Намского улуса, с.Никольцы.
И так каждой подходящей теме учащиеся не только читают новое произведение, но и ознакомятся с подлинными материалами музея Земледелия.
Для широкого использования музея земледелия в учебных целях необходимо разработать в помощь количеству учебной системы уроков и экскурсий по разным предметам с 1 по 1V класс с учетом возраста и учебных программ. При составлении такой комплексной программы важно исключить возможные повторы, предусмотреть преемственность в изложении материала.
Учитель, используя возможности музея, в процесс преподавания сочетает приемы обучения с методами научного познания: он не только сообщает информацию, но и может продемонстрировать учащимся сложные пути ее получения.
Важная особенность музея состоит в том, что учитель может здесь вести обучение школьников путем открытий. Работая в музее, учащиеся открывают новые для себя из того, что уже известно многим, а, кроме того иногда в процессе поисков школьники делают открытия, имеющие научно – практические значения. Следовательно, музей помогает воспитать в учащихся исследовательскую активность, развивает творческое мышление, прививает навыки самостоятельного преобразования знаний.
Основной формой учебно–воспитательного процесса в школе является урок, поэтому материалы музея, прежде всего, должны использоваться на уроке. Методика использования краеведческого материала разнообразна. Урок можно, например, провести наглядным методом использованием материалов музея. Можно провести урок непосредственно в музее или использовать отдельные его экспонаты, принеся их в класс.
Урок в музее следует проводить в том случае, когда тематика его соответствует изучаемой теме. Урок в музее предполагает серьезную подготовку учителя – не только знание каждого экспоната, но и изучение дополнительной литературы.
Учитель должен назвать учащихся тему занятия в музее, его план можно назвать ребятам перечень книг, из которых они узнают более подробные сведения по изучаемой теме. Урок в музее предусматривает обязательные задания, которые ребята выполняют на его материале (сочинения, составление доклада и т. д.) .
Музейные материалы должны систематически использоваться учителем на уроках. Так, например, материалы музея «История нашего села» можно использовать на нескольких уроках.
Школьники овладевают навыками самостоятельной исследовательской работы, делают доклады и пишут рефераты: «Килиэп хайдах үөскээбитэ», «Никольскай нэһилиэгин пааматынньыктара», «Эҥсиэли хочотугар бурдугу үүннэрии», «Деревянное зодчество Никольской слободы», «Нэһилиэгим киэн туттар дьонноро», «Никольскай нэһилиэгин уулуссалара». Уроки можно проводить прямо в музее или в классе использовать материалы музея, фотографии, картины, гербарии, диаграммы, различные таблицы. Фонды музея может стать базой наглядных пособий. Учитель должен умело сочетать разнообразные методы и приемы использования музейного материала на уроках. Такая работа имеет большое образовательное и воспитательное значение. Школьный курс предусматривает изучение вопросов краеведческого характера. Учитель должен использовать местный материал по всем основным разделам истории с древнейших времен до наших дней. Материалы музея должны служить иллюстрацией и конкретизацией основных исторических событий, изучаемых в общем курсе.
Проведение экскурсии в музей перед изучением темы школьного курса целесообразно, если экспонаты музея служат материалом, на основе которого будет строиться последующее изучение темы. Иногда целесообразнее проводить экскурсии после изучения темы в классе с целью повторения и углубленного изучения материала.
На уроках русского языка, литературы и истории следует обязательно использовать музей.
Во время проведения уроков, использовались различные приемы работы: рассказ учителя, самостоятельное ознакомление учащихся с отдельными экспонатами, комментирование документов и текстов, сравнительный анализ, беседа, обмен мнениями, прослушивание ученических сообщений, повторное обращение к раннее изученным материалам.
Занятия, проходящие в музее в особой, музейной обстановке, позволили учащимся глубже познакомиться специально подобранными в определенной системе, логике экспонатами – документами героического прошлого страны, родного края. Широкое распространение получают и уроки, проводимые в классе, с привлечением музейных предметов. Такие занятия, естественно, имеют по сравнению с уроком в музее несколько иной характер. Здесь в известной мере меняется «фон» урока, но в целом сохраняется обычная классная обстановка. Урок в классе с привлечением музейных средств открывает новые пути для использования потенциала учебных занятий. На уроке в классе имеется также больше возможностей для выполнения письменных познавательных заданий. В тесной связи с урочной выступает внеклассная работа музея. Учащиеся, работая над своими докладами и сообщениями, обращаются к материалам музея, в том числе и не включенным в экспозицию, демонстрируют отдельные музейные предметы и документы во время своих выступлений.
Музейные средства привлекаются при подготовке и проведении тематических вечеров. В их программу включаются: исторические и литературно – музыкальные композиции, посещение школьного музея, осмотр специально подготовленной выставки. Темы вечеров разнообразны.
В музее можно организовать и индивидуальные занятия: ответить на конкретные вопросы, приготовить краткое сообщение.
Таким образом, музей помогает учителю активизировать методы преподавания, воспитать у учащихся интерес к предмету, организовать самостоятельную и индивидуальную работу. Необходимо, чтобы предметные методические объединения в школе включили в план своей работы вопрос о методике учебной работы в музее.
Музей – интересная форма воспитательной работы с учащимися не только в период сбора материалов, создания экспозиции и подготовки экскурсий.
В настоящее время это устоявшаяся форма, имеет отработанную методику, вариативность, она меняется в соответствии с требованиями времени.
Все чаще практикуются выход за пределы музея. Подобные экскурсии называются методистами комплексными. Они включают рассказ на экспозиции музея и обязательное посещение достопримечательных мест, органично вписываемых в тему, углубляющих ее содержание. Например, экскурсия «В селе, в котором ты живешь» для школьников младшего возраста начинается в музее с экспозиции и продолжается знакомством со своеобразными уникальными, хранящими память об исторических веках памятниками.
Музей прививает любовь к своему родному краю, к его лесам и оврагам, рощам и полям, учит любить свой край, болеть душой за природу, желать ее сохранить.
Урок мужества – это форма в разных музеев страны имеет свое не стереотипное решение, зависящее от особенностей музея, его собрания, творчества музейных работников. Для ребят устраивается экскурсия по экспозициям музея, повествующая о Великой Отечественной войне. С интересом школьники рассматривают бесценные реликвии войны.
Урок мужества надолго запоминается ребятам, вызывает и чувство сопричастности к тем грозным временам, и чувство гордости за своего земляка, получившего награду в молодом возрасте. Хочется подчеркнуть, что умело проведенный урок мужества – прекрасная форма патриотического, нравственного воспитания.
Уроки мужества вносят большой вклад в патриотическое, нравственное, трудовое воспитание молодого поколения, которому так нужны конкретные, яркие, вдохновляющие примеры из жизни. Они не всегда называются уроками, иногда это – вечера, беседы, встречи с ветеранами войны.
Роль школы и музея, способствует осуществлению комплексного подхода к воспитанию учащихся на боевых и трудовых, семейных традициях народа, воспитанию чувства патриотизма, почтения, сохранению в памяти людей, работающих и ушедших из жизни, бережного отношения к памятникам культуры, истории. Ведь школа создает социальную и культурную среду для полноценного развития личности учащихся, а музей – символ национального самовоспитания, национальной гордости, взаимодействия культур – хранит, изучает культурное наследие и создает возможность для наглядного, эмоционального постижения культуры людьми, раскрывает многообразие творческой деятельности человека.
Свои задачи по воспитанию молодежи школьные коллективы решают в единстве урочной, внеклассной и внешкольной работы. Одним из элементов этой работы во многих школах является музей.
Музей – “научно-исследовательское и научно-просветительское учреждение, осуществляющее комплектование, хранение, изучение и популяризацию памятников естественной истории, материальной и духовной культуры.
Музейное просвещение и музейное воспитание сегодня приобретают интерес со стороны разных наук: истории, этнологии, религии, философии, социологии, культурологии, фольклора и т.д. Музеи выступают как знаковая система нерасчленности культуры, как синтез материальных и духовных уровней, как единый интегральный процесс встречных потоков разных культур.
Работая в музее, участвуя в учебной и поисково-исследовательской работе, ученики расширяют и углубляют свои знания, приобретают навыки творческого мышления, самостоятельного поиска политической и научной информации, учатся применять диалектико-материалистический подход к анализу конкретных фактов общественной жизни, явлений природы.
Музей обогащает детей впечатлениями от современно новых, незнакомых предметов, которые ребенок никогда не встречал, да и не мог бы встретить в окружающей его действительности. Это необычайно расширяет его кругозор, углубляет его представление о мире. Школа заинтересована в получении от государственного музея квалифицированной консультации по вопросам музееведения и помощи в практической деятельности. Но и музей заинтересован в школе как в объекте своей научно-просветительской деятельности и резерве кадров для проводимой музеем собирательской работы понимания им своего места в историческом процессе.
Литература:
- Бессонов Г.Е. В поисках нового: Из опыта работы краеведческой, исторической и музейной работы. – Якутск: Книжное издательство, 1989. – 99 с.
- Валицкая А.Г. От слова к событию: Музей в образовательном пространстве культуры // Материалы научно – практической конференции Художественный музей в образовательном процессе. – СПб, 1998. – 53 с.
- Ванслова Е.Г., Юхевич М.Ю. Музееведение. Воспитание подрастающего поколения в музее: теория, методика, практика. – М.: Просвещение, 1974.-132 с.
- Винокуров П.В. Музеи Якутии. – Якутск: Бичик, – 102 с.
- Винокуров П.В. Знакомтесь: Якутский музей. – Якутск: Сахаполиграфиздат, 1991. – 47 с.
- Голомарева Е.Х. Учебно-воспитательная работа в школе 1 ступени // Народное образование Якутии. – 1994. – № 2. – С. 36-37.
- Кривошапкин Г.И. «Энсиэли хочотугар бурдук суугунуур». Якутск: Бичик, 2004 г.
- Кухарев Н.В. Эффективность обучения и воспитания. – Минск: Издательство БГУ, 1979. – 215 с.
- Неустроева М.Д., Елисеева М.И. Ураанхай Саха о5ото. – Якутск: Сахапечать, 1998. – 58 с.
- Семенова И.Н. Краеведческая работа в начальных классах. – Якутск: Якуткнигоиздат, 1965. – 16 с.
- Сейненский А.Е. Музей воспитывает юных. – М.: Просвещение, 1988.- 208 с.
- Сенькин В.Л. Мой опыт по краеведческой работе в школе. – Якутск: Якуткнигоиздат, 1949. – 69 с.
- Сыромятникова Е.И. Аныгы уйэ сайдыылаах сахатын иитиигэ музейдар оруоллара // Народное образование Якутии. – 2002. -№3.- С.102-107с.
- Уткин К.К., Уткин К.Д. Музеи Республики Саха (Якутия). – Якутск: Сахаполиграфиздат, 1994. – 104 с.
- Уткин К.Д. Музей тэрийиэххэ // Коммунизм суола. – 1970. – №10.-С. 5.
- Хлеба на долине «Энсиэли».
- Шамшурин Ю.П., Егоров П.Д. Край наш родной – Якутия. – Якутск.
- Яковлева Н.А. Музейная педагогика в школе. – Спб.: СпецЛит, 2000.- 2008 с.