Организация работы учителя с одаренными учащимися

  • Запись опубликована:29.11.2017

Автор: Хурда Оксана Платоновна, учитель начальных классов МБОУ «Бердигестяхская средняя общеобразовательная школа с УИОП» Горного улуса (района) Республики Саха (Якутия)

Каждый педагог в своей работе уже встретился или в любой момент может встретиться с явно одаренными детьми – детьми, которые по уровню развития своих способностей выделяются среди своих сверстников или в среде своей социальной группы.

Важнейшей проблемой нашего общества является сохранение и развитие одарённости. Перед учителями начальных классов стоит основная задача – способствовать развитию каждой личности. Важно установить уровень способностей и их разнообразие у наших детей, но не менее важно уметь правильно осуществлять их развитие.

Раннее выявление, обучение и воспитание одаренных и талантливых детей составляет одну их главных задач совершенствования системы образования. Одаренных детей в школьном возрасте насчитывается 30,5%.Учителю в своей работе необходимо разбираться и знать  индивидуальные особенности своих учеников. Ведь дети – главная действующая фигура учебного процесса. Основная задача учителя – создать условия для развития каждого ребенка, в том числе и для развития одаренных детей.

Одной особенностью моей работы в школе является работа с одаренными. Меня всегда привлекали неординарные дети, с высоким уровнем логического мышления, нестандартными рассуждениями, дети с широким кругозором и высокими способностями.

Каких же детей можно считать одаренными? « Одаренными и талантливыми детьми можно называть тех, которые по оценке опытных специалистов в силу выдающихся способностей демонстрируют высокие достижения. Перспективы таких детей определяются уровнем их достижений и потенциальными возможностями в одной или нескольких сферах. Одаренность-это высокий уровень развития каких-либо способностей.  Занимаясь самообразованием по теме «Работа с одаренными» перечитала множество книг и брошюр, газетных публикаций по проблеме одаренности. Выделяют различные виды одаренности. Например, по видам деятельности: социальная, психомоторная, художественно-эстетическая, интеллектуальная, академическая и творческая одаренность.

Опираясь на свой собственный опыт, могу порекомендовать такую последовательную работу:

В течение первого года обучения учитель наблюдает за своими подопечными с целью выявить у них какой-либо вид одаренности. При выявлении  способностей использует всевозможные тесты, методики  и анкеты. Затем, как классный руководитель, предлагает родителям свои  рекомендации по дальнейшему развитию способностей  на основе наблюдений.

Так, можно рекомендовать внешкольные, предметные кружки, спортивные секции, студии, музыкальные классы.

Социально одаренных детей можно выявить на основе наблюдений. Такие дети обычно очень активны, ведут своих сверстников в играх, их чаще всего выбирают командирами, чаще приглашают на дни рождения, обращаются к ним за помощью. Можно провести социометрический опрос по выявлению лидеров. Затем выбрать их в актив класса, позже школы. Социальную одаренность можно развить и поддержать,  давая ответственные поручения, доверяя им организацию перемен, взаимопомощи.

Психомоторную одаренность можно поддержать и развить в спортивных секциях, конкурсах, праздниках и эстафетах. Учащимся с такой одаренностью можно рекомендовать участвовать в олимпиадах по физкультуре, во всевозможных кроссах и лыжных гонках. Выбрать их в классе спортивными секторами,  готовить доклады,  сообщения про спортсменов и спорт, доверить им  выпуск спортивных новостей.

Художественно-эстетическую одаренность можно развить, участвуя в различных конкурсах рисунков, выставок прикладного искусства. Участвовать в персональных выставках, посещать музеи, записаться в художественные кружки и секции. Можно выбрать детей с художественными способностями в актив класса редакторами и художниками стенгазет. А музыкальных детей записать в музыкальную школу. Развивать свои музыкальные способности в концертах, смотрах художественной самодеятельности, в конкурсах. Таких детей можно выбрать культмассовыми секторами.

Интеллектуальная, академическая, творческая одаренность поддерживается участием  детей в различных предметных олимпиадах, интеллектуальных викторинах, марафонах и творческих конкурсах. Можно побуждать таких детей заниматься исследовательской деятельностью. Участвовать в юниорских чтениях, научно-практических конференциях, заниматься в предметных кружках и факультативах. На каждом уроке давать развивающие разноуровневые, творчески задания, целенаправленно готовить к поступлению в улусную гимназию.

В результате планомерной совместной работы педагога, родителей и руководителей кружков, ребенок в процессе развития может реализовать свои потенциальные возможности. Педагогом должны создаваться все условия, способствующие развитию способностей. Благодаря конкретному виду творческой деятельности, направленной на развитие своей одаренности, ребенок самореализуется,  не теряет свою одаренность, появляется больше возможности проявления индивидуальности.

Использованная литература:

  1. «Бремя неординарности» и «Талант в группе риска» // Крылья. 2006. №11. С. 6-10
  2. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. Психологический очерк: Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1991.
  3. Гильбух Ю. З. Внимание: одаренные дети. М.: Знание, 1991.
  4. Клименко В. В. Психологические тесты таланта. Харьков: Фолио, 1996.
  5. Коршунова Л. С. Воображение и его роль в познании. М.: Изд. МГУ, 1979.
  6. Лейтес Н. С. Бывают выдающиеся дети…. // Семья и школа, №3, 1990.
  7. Лейтес Н. С. Воспоминания, размышления, беседы.. // Психологический журнал. № 1, 1992
  8. Моляко В. А. Проблемы психологии творчества и разработка подхода к изучению одаренности. // Вопросы психологии, № 5, 1994.
  9. Одаренные дети. / Сборник. Перевод с англ. М., 1991.
  10. Одаренные дети / Пер. с англ., под ред. В. Пурменской, В. М. Слуцкого, М.: Прогресс, 1991.
  11. Одаренные дети в обычной школе // Народное образование. 1999. №5. С.183
  12. Одаренных детей гораздо больше, чем мы знаем // Школьная библиотека. 2006. №2. С. 68-71
  13. Раннее творческое развитие малышей // Школьная библиотека. 2004. №8. С. 58-60
  14. Родительские собрания: 1 класс / Авт.-сост. С. Р. Рябова.- М.: ВАКО, 2008.
  15. Чему и как учить одаренных? // Народное образование.1996. №8. С. 59
  16. Шуркова Н.Е. Собрание пестрых дел. М.: Новая школа, 1994.
  17. Юнг К.Г. Конфликты детской души. М.: Канон, 1995.
Поделиться в: