Статья из опыта работы внеурочной деятельности “Язык моей Родины”

  • Запись опубликована:15.05.2022

Слепцова Саргылана Васильевна, учитель начальных классов, МБОУ “Егенская ООШ”, Республика Саха (Якутия), Томпонский район, с. Ударник

Скачать (DOCX, 21KB)

Особенности в обучении якутскому разговорному языку учащихся младших классов русских школ

Слепцова Саргылана Васильевна,

учитель начальных классов,

МБОУ “Егенская ООШ”,

Республика Саха (Якутия), Томпонский район, с. Ударник

В современных условиях становления демократического российского государства русский и якутский  языки признаны государственными языками на территории Республики Саха (Я).

В условиях внедрения федерального государственного образовательного стандарта общего образования, направленного на формирование ключевых компетенций у учащихся, необходимость выделения этнокультурного содержания в структуре примерного учебного плана обуславливается также значимостью родного языка в развитии духовно-нравственного потенциала личности, раскрытии его интеллектуальных, коммуникативных и творческих способностей.

 Одним из основных принципов Концепции обновления и развития  школ является приобщение подрастающего поколения к национальной культуре, обычаям и традициям родного народа, его духовным и нравственно – этическим традициям, поэтому  родителями было изъявлено желание изучать якутский разговорный язык.

 Мною  была составлена программа по внеурочной деятельности  « Язык моей Родины»   для учащихся начальных классов. В программу включены теоретические и практические занятия с учащимися. Программа рассчитана на  4 года. Из каждого класса в параллели посещают кружок по 5 учеников, итого 15 учащихся в группе. С интересом кружок посещают дети разных национальностей: русские, кыргызы и дети саха, не владеющие родным языком.

 Объём учебного времени, отводимого на изучение в 1-м  и во 2  классе – по 2 часа  в неделю, (1 кл. – 66 ч., 2 кл. по 66 часа), общий объём учебного времени составляет 132 часа (теории – 32 часов, практических занятий –100часов).

Система работы над якутским литературным произношением и правописанием строится с учетом особенностей фонетической системы якутского языка.

Звуковой строй современного якутского литературного языка характеризуется большей функциональной нагруженностью гласных. Меньшая функциональная значимость якутских согласных определяется особенностями артикуляционной базы саха, характеризующейся не только сдвинутостью назад, но и заметной слабостью, вялостью артикулирования согласных.

В якутских языках главенствующую роль играют гласные звуки, а именно гармония гласных (или сингармонизм). Гармония гласных вызывает соответствующие изменения в артикуляции согласных в пределах слова. А в русском языке более активную, определяющую роль играют согласные звуки, гласные же занимают подчиненное положение, как бы находятся «на службе у согласных»

Следующее отличие касается количества гласных и согласных в якутском и русских языках.

Процесс  овладения произношением требует много усилий со стороны учащихся и внимания учителя на протяжении всего курса обучения, при  проведении постоянной коррекции артикуляции и звуков, в процессе выполнения устных речевых упражнений и упражнений с грамматическими структурами.

В практике обучения якутскому произношению используются различные виды упражнений, направленные на развитие фонетического слуха, на выработку и совершенствование артикуляционных умений и навыков, также важно использование современных информационных технологий.

На начальном этапе основную роль играет «непосредственно-имитационный», подражательный метод. При обучении в основном этапе учитель обращается к «артикуляторно-акустическому» (или «фонетическому») методу.

Практический материал кружка был составлен с учетом национально – регионального компонента. Одновременно с проведением кружка в классе гуманитарного цикла были включены элементы фольклора

Наблюдение, беседы с  педагогами, изучение педагогической литературы позволяют говорить о том, что дети играют сами в самые различные игры «Добрые слова-Аптаах тыл», «Бэргэн тыл», которые помогают педагогу без проведения специальных исследований определить уровень культуры общение младших школьников, т.е. взаимоотношения детей в коллективе, межличностные отношения.

  • Возрастет интерес к собственной личности, стремление разобраться в своих качествах, поступках, формируется самооценка;
  • Появляются и становятся существенными новые условия развития личности, а именно – собственные требования к себе, к своей культуре общения;

Дети этого возраста любят подвижные, творческие, сюжетные игры. В играх и жизни их привлекают нравственно – психологические качества: смелость, решимость, выдержка, верность другу. Игра помогает детям справиться с переживаниями, беспокойством, страхом, неуверенностью в себе, скованностью в общении, неспособностью контролировать свои чувства со сверстниками. Игра дает возможность каждому проявить себя, добивать лучших результатов во всех отношениях, т.е. игра – для всех и во благо всем.

Включение игры основанного на традициях народа Саха, в систему учебных дисциплин – процесс сложный. На  играх раскрывается учащимися значение и сущность традиций народа саха, основных нравственных понятий, формирует начальные критерии нравственной оценки ребенка себя и других, дает примеры и образцы для подражания, обеспечивая необходимые предпосылки управления свои поведением.  

С учетом возраста учащихся начальных классов работа по формированию культуры общения проходила следующим образом:

  • Основное внимание уделяется ознакомлению детей с правилами культуры поведения в школе, общение, внешнего вида, отношение к учебе, труду, этике.
  • Формирование культуры общения (доброты, честности, доверия, вежливости) основывается на необходимости следовать нравственным правилам.

Расширяется круг этих правил, усложняются ситуации, где их надо применять, обогащается культура общения младших школьников, углубляясь и усложняясь.

Контакты с другими людьми – особая сторона культуры общения, поэтому необходимо постепенно подводить школьников к мысли о том, что именно знание правил общения поможет им выстроить гармоничные отношения. Иначе человеку трудно будет жить.

Поделиться в: